В ноябре 2017 года из жизни ушел один из самых почитаемых и необычных модных дизайнеров – Аззедин Алайя. Дизайнеры, коллеги, модели, друзья, знаменитости в многочисленных интервью делились своими воспоминаниями об этом незаурядном творце.

 

Художник, в какой бы области он ни создавал свои произведения, продолжает жить и после смерти, в своих творениях. В этом есть возможность убедиться , посетив выставку в лондонском музее дизайна «Аззедин Алайя. Кутюрье». Сама выставка задумывалась при жизни Алайи, в качестве своеобразного итога очередного творческого этапа. Экспонаты, собственно, платья, сгруппированы определенным образом для представления разных идей, имевших ключевое значение для автора в тот или иной период.

 

Однако, прежде чем говорить непосредственно о выставке, стоит сказать несколько слов о личности дизайнера, что позволит сформировать особый образ в голове читателя.

 

2003, Аззедин Алайя и модель в бюстье из формованной кожи с юбкой из тафты

 

Алайя родился в Тунисе, с самого раннего возраста увлекался модой, строением человеческого тела, стремился найти идеальное сочетание природного и рукотворного. Он учился в школе изящных искусств, занимался скульптурой и постепенно, под влиянием сестры-близнеца, стал все больше внимания обращать на моду.

 

Увлечение привело его в столицу моды – Париж. Дальнейшая история выглядит как сказка: Алайе удалось поработать в ателье таких мастеров, как Кристиан Диор, Ги Ларош, Тьерри Мюглер. Вместе с тем, говорить о простом везении было бы несправедливо, поскольку речь идет прежде всего о выдающемся таланте, на который обратили внимание великие.

 

В это же самое время у модельера появляются знаменитые клиентки – Грета Гарбо, Мари-Элен де Ротшильд, Луиза де Вильморен, - которых он принимает в своем ателье, располагавшемся в его небольшой квартире. Алайя вырабатывает свой особый стиль, который он потом оттачивал годами: много черного, идея платья как скульптуры, облегающий силуэт, эксперименты с новыми материалами.

 

Настоящий успех пришел к модельеру в 80-х годах, когда он выпустил свою первую коллекцию pret-a-porter, переехал в более просторную квартиру и расширил ателье. Он также получил и международное признание, открыв магазин в Нью-Йорке.

 

Многие известные модели начинают сотрудничать с Алайя, такие, например, как Линда Евангелиста, Кристи Тарлингтон, Синди Кроуфорд, Иман. Интересна история взаимоотношений между модельером и Наоми Кэмпбелл, для которой Алайя стал фактически крестным отцом от моды. Некоторые источники даже ошибочно называют ее дочерью кутюрье. Но на самом деле Кэмпбелл жила у Алайи в течение трех лет, он помогал модели на начальных этапах ее карьеры, поскольку распознал ее уникальный талант. Она называла его ‘papa’ на французский манер, и в одном из интервью рассказывала, что Алайя действительно был ей как отец: поддерживал в трудную минуту, защищал, направлял. Кэмпбелл всегда участвовала в показах кутюрье, подстраивала свой график под запуск его коллекций.

 

1996, Аззедин Алайя и Наоми Кэмпбелл

 

И здесь необходимо упомянуть еще одну отличительную черту Алайи, на которую обращают внимание многие: он никогда не следовал обычным модным сезонам, не представлял коллекции два раза в год, а показывал их только когда был готов и чувствовал, что ему было что сказать. Одна из его знаменитых цитат звучит так: «Я всегда чувствую себя свободным. Когда я не хочу чего-то, я этого не делаю.»

 

Убедиться в уникальности произведений кутюрье можно на выставке. Неслучайно она проходит в музее дизайна Лондона, поскольку мастер известен во многом своим инновационным подходом к крою платьев. Он фактически лепил фигуру женщины при помощи подходящих, по его мнению, для этого материалов: стрейч, кожа, металлизированная ткань. Неудивительно, что его знаменитыми клиентками были Тина Тернер, Грейс Джонс, Леди Гага.

 

Название одного из разделов выставки можно приблизительно перевести как «Скульптурное напряжение». Восхищенный зритель имеет возможность увидеть, как при помощи точных линий дизайнер создавал удивительные образы, подчеркивая достоинства фигуры женщины. С тканями Алайя работал так же, как скульптор – с мрамором или глиной. Используя металлические нити и вставки, автор добивался необычного эффекта: при попадании света границы словно размываются, металл подсвечивает кожу, придает своеобразную силу и вес шифону.

 

2017, Алайя, коллекция осень-зима 2017

 

Возвращаясь к использованию кожи, стоить упомянуть еще одну группу творений Алайи, названную «Революционной кожей». Дизайнер одним из первых стал использовать этот материал для высокой моды. Еще в начале 80-х он создал кожаное пальто, которое буквально произвело фурор во многих странах. На протяжении всей своей карьеры Алайя неоднократно переосмысливал кожу, применяя ее в основном как доминанту, скульптурную основу.

 

Многие произведения модельера выполнены из черного материала, поскольку Алайя считал его счастливым. В разделе  «Черные силуэты» собраны творения, созданные из разных материалов, потому что дизайнер любил исследовать сочетания, текстуры и их взаимное влияние. Кроме того, по мнению Алайи, черный цвет помогал переключать внимание с одежды на женщину, в нее одетую. В этом художник видел «анонимность» черного цвета: он универсален, поэтому дает возможность женщине выделиться, проявить себя, а не просто показать, во что она одета. Надо сказать, что это было некоторым лукавством, потому что платья Алайи невозможно было просто проигнорировать, полностью переключив внимание на человека.

 

2003, Алайя, коллекция весна-лето 2003, платье из шерстяного джерси с серебристой молнией вокруг

 

Несмотря на свою приверженность облегающему силуэту, кутюрье работал и с другими дизайнами. Один из разделов выставки называется «Исследуя объем». Название говорит само за себя: здесь собраны произведения, отличающиеся от привычного образа, а именно, более пышные, объемные. Однако на самом деле и в этих нарядах можно увидеть работу скульптора, исследование других форм в конструировании силуэта. Кроме того, в этих образах Алайя словно отразил свое восхищение историей моды и работами прошлого, переосмыслил произведения XVII и XVIII веков с их пышностью и великолепием. 

 

2011, коллекция осень-зима 2011

 

Возможно, самым знаменитым произведением дизайнера стал образ, созданный для Грейс Джонс. Он входит в раздел, озаглавленный «Обернутые формы». Алайя как будто бы оборачивал женское тело в ткань, как в кокон. При этом стрейч не сковывал и не стеснял движения. В этих нарядах Запад словно встречается с Востоком: сильно облегающий силуэт и точные линии соединены с традицией простого оборачивания тела в ткань.

 

1985, Аззедин Алайя и Грейс Джонс в розовом платье из стрейча с капюшоном

 

Аззедин Алайя занимает особое место в мире высокой моды: он переосмыслил многие привычные формы, создал узнаваемый образ, оказал влияние на многих других художников. И с уходом мастера внимание к его работе не только не угасло, но стало даже более пристальным.

 

Текст  Ольга Филлипс

 

Оформление pooohl