Формы сотрудничества бренда и современных художников были абсолютно различными. Это и оформление витрин и инсталляций для магазинов, и выставки, которые Louis Vuitton поддерживает или организовывает, и приобретение картин в коллекцию Дома, и рекламные кампании а также выпуск эксклюзивных капсульных коллекций и многое другое.

 

Начало

 

Начало сотрудничества со знаменитыми художниками произошло в 1980. Тогда это были такие художники как Сезаор, Сол ЛеВитт и Оливье Дебре. После появления Марка Джейкобса сотрудничество с миром искусства вышло на новый уровень.

 

Самая первая коллаборация бренда состоялась в 2001 году с американским художником Стивеном Спраузом в рамках весенне-летней коллекции. Лимитированный тираж сумок был покрыт надписью-граффити “Louis Vuitton Paris”. Называлась коллекция Stephen Sprouse Graffiti.

 

фото из журнала Vogue за январь 2001

 

Для Спрауза это было не первое соприкосновение с миром моды. В 80-ые он выпускал свою линейку одежды. «У него было желание поднять на уровень выше то, что он видел на улицах, - объясняет Джейкобс. – При этом он делал все из очень красивых и дорогих материалов.» Ткани для его коллекций создавались в Италии по индивидуальному заказу, т.к. в продаже невозможно было найти нужные цвета. Это, естественно, отражалось на стоимости одежды. Далее Спрауз покрывал ткани своими граффити. Среди его поклонников и друзей был Энди Уорхол. Примечательный факт, что похоронен он был в костюме от Спрауза.

 

платье и леггинсы авторства Стивена Спрауза, 1980. www.thestephensprousebook.com

эскиз, 1989. www.thestephensprousebook.com

 

Осенью 2008 года Louis Vuitton выпустит еще одну коллекцию с принтами Спрауза. Как дань уважения и почтения почившему художнику (Спрауз умер в 2004 году в возрасте 50 лет). Лимитированная коллекция появится в продаже одновременно с открытием выставки-ретроспективы Спрауза в нью-йоркской галерее Deitch Projects и выходом книги The Stephen Sprouse Book. В рекламной кампании для коллекции Марк Джейкобс снимется в качестве модели и в обнаженном виде, покрытый с головы до ног надписями-граффити цвета фуксии.

 

Часть 1. Звездные коллаборации

 

Одна из самых последних коллабораций - капсульная коллекция аксессуаров the Masters 2017ого года, созданная в сотрудничестве с одним из самых топовых художников современности американцем Джеффом Кунсом.

 

Коллаборация основана на работах Кунса 2013-ого года из проекта Gazing Balls, для которого художник взял 35 полотен и 19 скульптур известных мастеров и поместил в каждое синий стеклянный шар. Полотна скопированы вручную маслом на холстах в студии художника. Из каждой картины выходит подставка, на которой размещается синий стеклянный шар. Зритель, подходящий к холсту, отражается в шаре и таким образом становится частью картины. Воедино сливаются оригинальное произведение художника, копия, созданная другим художником, и смотрящий на объект искусства зритель. В этом состоит одна из идей серии Gazing Balls — слиться с тем, что ты видишь и что делаешь.

 

С серией оригинальных полотен можно ознакомиться на официальном сайте Джеффа Кунса:

 

 

В первой части коллекции, созданной мастером для бренда, на сумках, рюкзаках, платках, шалях и кошельках разместили пять репродукций старых мастеров: «Пшеничное поле с кипарисами» Винсента Ван Гога, «Марс, Венера и Амур» Тициана, «Девочка в постели, играющая с собачкой» Жана Оноре Фрагонара, «Охота на тигра» Питера Пауля Рубенса и «Джоконда» Леонардо да Винчи.

 

 

Сотрудничество с художником оказалось революционным для модного дома. На аксессуарах нет знаменитого фирменного принта, состоящего из монограммы и традиционных знаков четырехлистника. Элементы фирменного стиля были разделены на отдельные составляющие, каждый из которых был выполнен в виде металлической пиктограммы и размещен по углам сумок, рюкзаков и платков. По центру - имена художников.

 

Заглавные буквы собственного имени JK, подпись автора на объекте искусства, Кунс сплел в стиле перекрещивающихся букв LV и разместил их на каждом изделии в правом нижнем углу напротив монограммы бренда, размещенной в левом. А на платках и шалях по центру вместо имени старых мастеров располагается автограф Кунса.

 

 

Каждый кожаный аксессуар художник дополнил брелком в виде кролика - силуэтом своей знаменитой скульптуры «Кролик». А внутри сумок на подкладке размещены портреты и биографии автора каждой из картин-оригиналов. Объектами трансформации в этой коллекции стали пять классических моделей сумок: Keepall, Neverfull, Speedy, Montaigne, Chain bag — а также свежая модель рюкзаков Palm Springs, линия аксессуаров Zippy, и платки Monogram.

 

Под выход новой капсулы было создано ироничное видео, в котором картины мастеров ушедших эпох оживают под ритмы хита Big Boi и Troze “Chocolate”, а в рекламной кампании принял участие сам Джефф Кунс.

 

 

В конце октября 2017 в продажу поступила вторая часть капсулы. На этот раз были взяты картины “Кувшинки” Клода Моне, “Древний Рим” Уильяма Тернера,”Завтрак на траве” Эдуарда Мане, “Восхитительная земля” Поля Гогена и “Лежащая девушка” Франсуа Буше.

 

 

Стоимость предметов коллекции колеблется от 585 до 4000 долларов за объект.

 

Интервью с Джефом Кунсом о коллекции

 

В 2007 еще один американский художник участвовал в создании эксклюзивной коллекции сумок для сезона весна-осень 2008.

Ричард Принс - одна из ключевых фигур постмодернизма в США. Его инновационным методом стало перефотографирование чужих работ — образов из журналов и популярной культуры, которые обращаются к идеям американской идентичности и мира потребления.

 

Марк Джейкобс вдохновлялся серией картин “Медсестры” при подготовке к показу. Эта серия работ создавалась в период с 2002 по 2006 годы, всего 42 изображения. Серия представляет из себя отсканированные и распечатанные на принтере обложки бульварных романов, героями которых являются медсестры, обработанные затем акриловыми красками. Принс сохранил оригинальные названия романов, которые стали названиями его работ.

 

 

На показе весна-лето 2008 в Нью-Йорке модели предстали в образе медсестер. С повязками из черного кружева на лицах, имитирующими марлевые медицинские, и в белой униформе, выставляющей напоказ кружевное белье. Показ был организован в финальный день выставки работ Принса в Нью-Йорке в Музее Гуггенхайма.

 

Художник работал над созданием коллекции сумок. Он создал свою версию логотипа LV, разрисовал их аэрозолем и расписал текстами. Коллекция продавалась только для VIP-клиентов по предзаказу.

 

С сентября 2006 по январь 2007 в пространстве флагманского магазина бренда на Елисейских полях в Париже проходила выставка “Louis Vuitton Icons”.

 

Первая участница - Ванесса Бикрофт, современная итальянская художница, известная своими перформансами с использованием большого количества обнаженных моделей.

 

Она давно известна в мире моды своими работами для крупных модных домов и изданий. Для выставки Ванесса провела перфоманс “Концептуальный алфавит", в котором группа обнажённых моделей разместилась в форме логотипа компании в Espace Louis Vuitton – пространстве площадью 4300 квадратных футов на крыше магазина.

 

Забавный факт, фотография, сделанная во время перфоманса была признана нарушающей авторские права голландского художника Антона Бееке. Художница и компания Louis Vuitton принесли свои извинения за несанкционированное копирование его идеи «Алфавит в виде обнажённых женщин».

 

 

Дом Louis Vouitton уже сотрудничал с Бикрофт ранее. В 2005 году она делала перформанс (VB56) к открытию бутика. На полках с сумками и чемо­данами были рассажены прак­тически обнаженные девушки в небрежных и непринужденных позах.

 

 

Для следующего этапа выставки привлекли девять звезд мировой арт-сцены, которые выбрали девять классических моделей сумок и покорились своему вдохновению.

 

  •  Швейцарская художница Сильви Флери, вскрывающая в своем творчестве проблемы общества потребления, выбрала модель Keepall, отлив ее из серебра. Эта модель сумки примечательна тем, что является первой в мире мягкой багажной сумкой. Она появилась в 30-х гг., когда люди стали путешествовать на автомобилях и жесткие чемоданы стали менее актуальными.
  • Французский дизайнер и декоратор Андрэ Путман взяла модель Steamer Bag, придуманную в 1901 году. Сумка использовалась в морских круизах как контейнер для грязного белья. Сейчас она выполняет функцию багажной. Путман украсила сумку шахматным принтом, визитной карточкой ее дизайна, и подвесила под кожаным воздушным шаром как корзину. И сделала это неспроста, ведь среди ее предков были создатели первого воздушного шара — братья Монгольфье. Так она обыграла значимую для бренда тему путешествий.
  •  Заработавший славу еще в 60-ых американский художник Джеймс Таррел выбрал для своей работы модель сумки Wardrobe. Один из первых чемоданов Louis Vuitton. Эта модель предназначается для длительных морских круизов и представляет из себя гибрид чемодана и комода с выдвижными ящичками с одной стороны и отделением для повешенных на вешалки костюмов с другой. Сейчас она делается только на заказ. Таррел превратил его в экзистенциальные ворота в поля Аризоны, через которые можно видеть и потухший вулкан, и взлетающий самолет.
  • Еще один участник - американец Роберт Уилсон, известный режиссер и сценограф (ставил "Мадам Баттерфляй" в Большом театре). Он выбрал модель Noe, придуманную в 32-ом году сумку с мягким затягивающимся верхом и жестким кожаным донышком. Она была создана по заказу производителя шампанского, тому потребовалось срочно упаковать пять бутылок.
  • Уилсон создал два экземпляра сумки, черный и белый, и возвел вокруг них инсталляцию. Слева от входа он расположил жесткий стерильный белый бокс, справа — мягкий, аморфный черный с колеблющимся под ногами полом и ускользающими от глаза и тела стенами. Это не первое сотрудничество известного режиссера с брендом. В 2002-м он придумал для марки серию сумок из винила, с напоминающим тень от колосника огромным логотипом.
  • Самый молодой участник проекта - француз Бруно Пейнадо сочинил историю про то, что способно вырасти из сумки, если дать ему волю.  Художник известен своими изменяющимися во время экспозиции инсталляциями. Для выставки он выбрал модель Speedy, которая является уменьшенной и облегченной версией модели Keepall.
  • Молодой перспективный нью-йоркский художник фото- и видеоарта Тим Вайт-Собецки, с которым бренд тоже сотрудничает не впервые, выбрал для себя модель Alma. Эта сумка знаменита тем, что в 1934 году ее придумали и сшили специально для Коко Шанель. В начале 70-х, уже после ее смерти, дизайн был обновлен и модель выпустили в продажу. Вайт-Собески создал видеоинсталляцию, через которую рассказал лирическую поэму об отношениях женщины и ее сумки.
  • Швейцарец Уго Рондиноне, украшавший в 2006 витрины бутиков Louis Vuitton металлическими елками, на ветвях которых были развешаны сумки и одежда, для выставки взялся за сумку Lockit. Эта модель была создана в 50-е и представляет из себя вместительную удобную сумку, подходит для любого случая. Художник создает инсталляцию: обшивает стену бутика грубыми деревянными панелями, и прячет внутреннее пространство за тонированным холодным голубым цветом стеклом.
  • Знаменитый японский архитектор Шигеру Бэн вдохновлялся моделью цилиндрической сумки Papillon, которую Louis Vuitton выпускает с 1966 года. На открытой террасе бутика архитектор соорудил летящую над Парижем ротонду, одев в кожу от сумок свои фирменные картонные конструкции.
  • Самый звездный участник выставки - Заха Хадид. Британка иранского происхождения, один из ведущих современных архитекторов, единственная женщина-архитектор, удостоенная Притцеровской премии. Хадид выбрала городскую сумочку-корзинку Bucket, созданную в 1968 году. Она переосмыслила дизайн и создала сумку из белоснежного литого пластика, придав ей обтекаемые бионические формы и сделав похожей на загадочный объект из космоса, случайно упавший на землю. Внутренняя часть сумки покрыта малиновой кожей. Знаменитый узор Monogram на поверхности стал рельефным.

 

Братья Чепмены, Джейк и Динос, скандально известные художники-концептуалисты, два раза сотрудничали с модной маркой. Благодарить за это нужно креативного директора мужской линии Louis Vuitton Кима Джонса, с которым братья давно знакомы. Чепмены славятся своими жесткими арт-высказываниями и нередко подвергаются критике общественности, работают в жанре антисоциального искусства. В своей работе используют пластиковые модели и манекены, создавая из них инсталляции, и скульптуры из стеклопластика.

 

Однако для модного бренда художники не сделали ничего скандального. Лишь привнесли капельку дьявольщины и создали серию анималистичных и цветочных принтов для мужской коллекции 2013 года. Дали ей имя “Адский сад" и населили этот сад чудаковатыми животными с элегантным налетом безумства.

 

 

В 2017-м этот зверинец решили расширить, весенне-летняя коллекция как раз была посвящена Африке. Монохромными принтами с изображениями обитателей саванн украсили мужские аксессуары, рубашки и плащи, а также пространство бутиков и корнеров.

 

 

Для совместного благотворительного проекта Louis Vuitton и Красного Креста в 2009 году модный дом привлек еще одного топового художника современности Дэмиена Херста. Он создал так называемый Medical cabinet. Чемодан-шкаф с многочисленными выдвижными ящиками. На создание этого объекта Херста вдохновил триллер 88-ого года "Связанные насмерть" (Dead Ringers) Дэвида Кроненберга. Ящики чемодана были заполнены настоящими медицинскими инструментами. Обшивка выполнена из воловьей кожи черного цвета и обшита темно-синей микрофиброй. Снаружи чемодан декорирован разноцветными бумажными бабочками, а внутри - серебряным черепом. Арт-объект был продан на аукционе Sotheby's, деньги пошли на программу Нигерийского Красного Креста.

 

 

Даниэль Бюрен, французский художник-концептуалист, разработавший собственное творческое направление, создавая графические работы и постеры из перемежающихся белых и цветных полос. Концепция его творческой деятельности сводится к мысли о том, что произведения искусства могут существовать лишь в определенном контексте и обязательно с учетом места, где они будут демонстрироваться.

 

С брендом Louis Vuitton этот художник сотрудничал не один раз. Источником вдохновения для женской коллекции весна-лето 2013 Марку Джейкобсу послужила его знаменитая инсталляция "Две доски", установленная в парадном дворе Пале-Рояль в Париже. Бюрен участвовал в работе над показом. Шоу проходило в пространстве, декорированном по его проекту: модели парами спускались с эскалаторов и ступали на блестящий пол, выложенный бело-желтой плиткой. Шахматная клетка стала основным рисунком и главной темой всей коллекции и явилась переосмыслением визитной карточки бренда - ткани Damier.

 

 

Художник и дизайнер продолжили сотрудничество на съемках рекламной кампании и при оформлении бутиков под новую коллекцию. В оформлении витрин Бюрен соединил два стиля, наложив полоски серого цвета на яркий клетчатый фон. Первый вариант оформления витрины был представлен в магазине Louis Vuitton на 5-й авеню в Нью-Йорке вместе с новой коллекцией в феврале 2013. А в конце марта обновленные витрины появились в остальных магазинах.

 

 

Сегодня мы обойдем стороной коллаборации с художниками такого популярного направления как стрит арт, а также не расскажем о деятельности louis vuitton foundation и сериях многочисленных иллюстрированных тревел-буков. Но это не значит, что на этом мы закончим. Мы продолжим падать в кроличью нору и путешествовать по стране чудес в следующих материалах. И там же посмотрим на самые, пожалуй, безумные коллаборации, которые преображали до неузнаваемости бренд Louis Vuitton, превращая его буквально в сумасшедшую и яркую страну чудес - коллаборации с японскими художниками Такаши Мураками и Яёи Кусама.

 

 

Текст и подбор иллюстраций Mari Am

 

Оформление pooohl