О новой выставке в музее Виктории и Альберта "Fashioned from Nature" рассказывает Ольга Филлипс

 

В первой части речь пойдет о недавно открывшейся выставке в музее Виктории и Альберта – Fashioned from Nature, что довольно приблизительно можно перевести как «Мода от природы». На самом деле речь идет о серьезном переосмыслении моды, ее места в жизни человечества и планеты и одновременно, в очень большой степени, возвращении к истокам.

 

Выставка охватывает период примерно с начала XVII века и до настоящего момента, обращаясь к разным сферам: подражание природе, производство, использование различных материалов и влияние на окружающую среду, трансформация восприятия моды в умах дизайнеров и потребителей.

 

Использование натуральных материалов при производстве одежды на ранних этапах было обусловлено объективными причинами: человечество еще не изобрело синтетические материалы. Поэтому для производства одежды использовали шерсть, шелк, хлопок, лен. Может показаться слишком простым и заурядным, но, если взглянуть на дошедшие до наших дней предметы одежды, нельзя не восхититься мастерством портных XVII и XVIII веков.

 

Британия, 1837-1840, неизвестный дизайнер, набивной чаллис, отделанный сатином и льном

 

Модники были счастливыми обладателями по-настоящему уникальных вещей, не говоря уже о том, что в те времена был возможен только ручной труд. Более того, поскольку такая ткань ценилась очень дорого, ее как правило избегали кроить, а просто драпировали необходимым образом, что позволяло в будущем использовать ее повторно, для создания другой вещи.

 

И здесь нужно сказать о другом аспекте, затронутом на выставке, - это вдохновение природой. Все, что человек видел вокруг, о чем читал в ставших в то время популярными книгах о естествознании, он старался запечатлеть в одежде. Это и экзотические для, например, Европы животные, растения, узоры, мотивы. Многие поддаются идентификации, но некоторые были плодом воображения создателей: это либо не существующие в природе виды, либо претерпевшие некоторую трансформацию реальные. При этом созерцание этих произведений искусства захватывает дух, настолько все великолепно выполнено, даже если подчас и не соответствует действительности. Но в этом как раз и состоит талант автора: создать что-то по-настоящему уникальное.

 

Франция, 1780-1789, неизвестный дизайнер, шелк, лен, ручная работа

 

Географические открытия XVI-XVIII веков и расширение ареала путешествий приносят в Европу новые материалы, мода меняется. Появляется спрос на черепаховые панцири, жемчуг, перламутр, мех, экзотических птиц, слоновую кость.

 

Перламутр из Азии использовали для производства пуговиц, слоновую кость из Азии и Африки везли в Британию и Францию для производства вееров и тростей. Очень популярными и востребованными были китовый ус и мех, в том числе, из России.

 

Поражают воображение веера, серьги и другие аксессуары, выполненные с использованием отдельных частей тела животных или насекомых.

 

Британия, 1868-69, неизвестный дизайнер, хлопок, позолоченная золотая нить, крылья жуков-златок

 

В XIX веке международная торговля экзотическими материалами достигла своего пика. Лондон становится одним из основных центров купли-продажи меха и плюмажа. Торговля мехом происходила два раза в год, в то время как продажа плюмажа производилась более часто. Можно себе представить объем товаров, поскольку привозились они со всего света.

 

И здесь, возможно, впервые встал вопрос об угрозе исчезновения отдельных видов, потому что, в погоне за удовлетворением спроса, истребление было бесконтрольным. Наблюдались первые попытки ввода законодательных ограничений, в частности, на отстрел диких птиц. В 1911 году Япония, Россия, США и Великобритания подписали Северотихоокеанскую конвенцию по шкурам морских котиков.

 

Еще одним интересным аспектом в истории моды были попытки найти разнообразные решения для окрашивания материалов. Привычные естественные, натуральные цвета, полученные при помощи природных красителей, становятся скучными, мода требовала новых впечатлений. В 1856 году английский химик Уильям Генри Перкин открыл анилин, что явилось толчком для развития химических красителей. Открываются неограниченные возможности для окрашивания тканей. Однако вместе с этим появляется новая проблема: безопасность химических красителей и их воздействие на окружающую среду и человека.

 

В Великобритании открываются многочисленные фабрики, которые используют разнообразные химикаты для производства красителей. При этом в зоне риска оказываются не только рабочие, но и те, кто живет поблизости, потому что зачастую отходы производств сливались в близлежащие реки и водоемы, что никак не регулировалось. Более того, сами потребители становились жертвами новых технологий, так как химикаты вызывали не только кожные аллергии, но и более серьезные заболевания. Поистине, красота требует жертв.

 

Рост культуры потребления требовал поиска новых подходов в создании одежды, все больше людей могли себе позволить приобрести по-настоящему модные предметы. Однако природные ресурсы не безграничны, а добыча и производство природных материалов во многих случаях были экономически и физически затратными, поэтому, наряду с новыми техниками обработки материалов, появляются и сами новые материалы. Так, в XIX веке появляется каучук, который сначала завозили из Южной Америки, а позднее также из Азии.

 

Одновременно производители и ученые задумываются над тем, чтобы сделать вещи как можно более долговечными. Каучук (резина) в очень большой степени изменила моду в XIX веке: его стали использовать в производстве подтяжек, резиновые вставки на обуви сделали ненужными шнурки и пуговицы, шелковые или хлопковые нити с добавлением резинового волокна сделали чулки более удобными и хорошо сидящими.

 

В XX веке модная индустрия становится популярной как никогда раньше. Готовое платье превращается в норму, крупные сетевые магазины приобретают громадное значение, спрос зашкаливает. В таких условиях все больше стали распространяться синтетические материалы, создаваемые с использованием нефти, угля и химикатов. Последствия очевидны: добыча в промышленных масштабах несла угрозу как окружающей среде, так и людям.

 

Например, в 30-е годы использовали целлюлозу, обработанную раствором меди и аммония, а также серной кислотой. В результате получался необыкновенной красоты материал, но был ли он безопасным, - это другой вопрос.

 

Париж, 1921-22, дизайнер Поль Пуаре (1879 - 1944), медно-аммиачный или вискозный искусственный шелк, обшитый позолоченной лентой, машинным кружевом по позолоченной ткани и тюлю

 

Любопытно, что даже хлопок, несмотря на кажущуюся натуральность и безопасность, был вовсе не таким уж безобидным: в США в послевоенные годы для повышения урожайности растения обрабатывали синтетическими ядохимикатами, пока в 60-х годах не начали ограничивать применение опасных для природы веществ.

 

К 1980-м годам модные дизайнеры всерьез начали задумываются о моде как средстве коммуникации, с помощью которого потребитель узнавал бы о воздействии индустрии и новых, безопасных методах и техниках.

 

Создаются новые материалы, производство которых не наносит вред окружающей среде. В XXI веке актуальным становится этическое отношение к природе, использование вторичного сырья, отказ от культуры потребления.

 

Китай, 2017, H&M, полиэстер

 

В то же самое время в моде сохраняются тенденции, получившие свое начало многие столетия назад: вдохновение природой, восхищение ее богатством и разнообразием. Дизайнеры используют в своих творениях природные мотивы, узнаваемые силуэты, черпают вдохновение в ярких красках флоры и фауны.

 

Лондон, 2010, дизайнер Alexander McQueen (1969 - 2010), набивной шелк

 

Таким образом, спустя столетия мода сохранила в себе, с одной стороны, прежние черты, в стремлении следовать за природой, создавать уникальные произведения, восхищать красотой. С другой, заставляет выйти за рамки заурядного потребления, задуматься о последствиях, стать более ответственными и изменить отношение к привычным вещам.

 

Как всегда, Лондон находится в авангарде подобных течений, задавая тон если не всему миру, то очень большой его части. Многие английские дизайнеры, такие, например, как Стелла Маккартни, давно пропагандируют этическое отношение к природе, предлагая все новые и новые решения. Кто знает, может быть, уже в ближайшем будущем мода станет совсем другой.

 

 

Текст  Ольга Филлипс

 

Оформление pooohl