Beretkah...! глазами иллюстратора. Интервью fashion-иллюстратора Наталии Копча

 

Наташа, cколько обычно времени у тебя уходит на создание иллюстрации?

 

 

Кажется, дело несложное: взял брашпен, пару кистевых маркеров, какую-нибудь фэшн-фоточку из инстаграма. Сделал несколько линий, расставил цветовые акценты – картинка готова. Дело десяти минут. Но это скорее быстрый скетч, который, как ни парадоксально, быстрее набирает лайки. Наверное, дело в легкости и непосредственности линий. Работа должна жить, дышать, поэтому важно вовремя остановиться, чтобы была легкая недосказанность ускользающего момента. В последнее время стараюсь тренировать скорость, чтобы выразить основную идею дизайнера во время показа. Иногда выходит слишком абстрактно. Что хотел сказать художник?? Вообще время всегда разное, но не больше часа. Зависит от материалов и замысла. Порой подходишь к процессу сознательно и со всей серьезностью: подключаешь акварель, пастель, белые линеры, пульверизатор, фен… а иногда достаточно карандаша HB и клячки.

 

 

Какие трудности, открытия, находки случаются в процессе работы?

 

 

Трудности закаляют, открытия вдохновляют. Хотя я бы не стала говорить, что есть какие-то трудности, есть опыт и работа над ошибками. Мне нелегко даются эксперименты, потому что не очень хочется выходить из зоны комфорта. Боишься испортить работу, которая в привычной технике будет точно удачной. Я экспериментирую, но осторожно. Что-то нахожу, например, свойства бумаги. Люблю детские альбомы для рисования, которые продаются в Германии – на них маркеры смотрятся ярче и слегка растекаются… Конечно, хотелось бы как Ив Кляйн обмазать моделей краской и прислонить их к холсту. Или разливать краску из ведра как Поллок. Когда-нибудь я приду к этому, но будет ли это все еще фэшн? Для меня иллюстрация сама по себе стала большим открытием, так как я долгое время этим не занималась, пока один художник внезапно не спросил: «Когда новые рисунки добавишь?»

 

 

Какие профессиональные навыки требуются от художника для создания fashion-иллюстраций?

 

 

Профессиональных никаких. В этом я убедилась, когда познакомилась с коммерческим фэшн-иллюстратором из Калиниграда. Буквально за пару лет она самостоятельно научилась рисовать, получать дорогие заказы и вести свои онлайн-курсы. Все дело в упорстве, практике и работе над собой, а профессионализм придет сам. Конечно, неплохо иметь какую-то базу и знать, что глаз не плоский, а в форме шара. Важно рисовать каждый день, следить за тенденциями в моде и иллюстрации, при любой возможности посещать интересные выставки и модные события. Все образы так или иначе откладываются в подсознании, переплетаются с собственным видением, и потом воплощаются в оригинальных иллюстрациях.

 

 

Что требуется тебе для вдохновения? Необходимо личное присутствие на fashion-мероприятии (показе, фотосесcии) или достаточно фотографий?

 

 

Вдохновением может быть что угодно. Понравился манекен в витрине ЦУМа – рисуй, состояние влюбленности от беседы по whatsapp – рисуй, вдохновила музыка – рисуй. Я стараюсь использовать для создания иллюстраций каждый миг, когда бабочки в животе, а за спиной растут крылья. Это не говоря о потоке фотореференсов в инстаграме, которые я только и успеваю сохранять. Присутствие на fashion-мероприятиях – другая история, другой уровень. Вот здесь ты чувствуешь себя профессионалом и частью модной индустрии. Нереальные ощущения, когда попадаешь на бэкстейдж и ощущаешь атмосферу модного хаоса: модели в халатах стоят в очереди на макияж, модели в платьях делают селфи, фотограф делает свои фотографии, дизайнер бегает в поиске лишней пары туфель. Все взбудоражены, но счастливы. А ты наблюдаешь с планшетом в руках, выбираешь, подходишь к девочке в нежно-голубом платье и просишь ее попозировать. Тебе в кайф рисовать с натуры, а ей приятно быть музой. А потом ты в прямом смысле бежишь к основному входу, чтобы гордо сесть в первом ряду и смотреть показ. Картинка сложилась. Ты счастлив! Именно так было с показом Iced Frlowers by Beretkah & Svetlana Evstigneeva. Заряд эмоций и вдохновения на полгода вперед.

 

 

Сложился ли у тебя свой «профессиональный» стиль или каждый дизайнер вдохновляет на новую технику рисования?

 

 

Вопрос хороший, важный. Сама его себе задаю. Я рисовала моделей из модных журналов еще в школе, когда еще не знала, что есть такая профессия – fashion-иллюстратор. Нравилось передавать фактуру ткани, свет и тень, позу, красиво сложенные руки… Был ли уже тогда свой стиль? Есть ли он сейчас? Знаю только, что я его уже нащупала. Сейчас усиленно рисую «акварелью» дорожным наборчиком  Winsor & Newton и кисточками за два евро, зато бумага качественная. Но я люблю тонкие контурные линии, уточняющие складки ткани, обязательно дополняю ими образ. Конечно, есть мегазвезды, которые вдохновляют и у которых я учусь. В России это, безусловно, Алена Лавдовская – крутой профессионал, влюбляющий в свои иллюстрации и в эту модную философию вообще. Мне нравится ее реализм, но и она не стоит на месте – пробует что-то новое. Многие повторяют ее стиль, я отчасти тоже подражала. Восхищаюсь работами Сэмуэля Харрисона из Лондона: его инопланетянки в драпировках и блестках завораживают. Люблю милые стилизации сестер Хесс, это не совсем мое, но глаз радует. А вот кто действительно вдохновляет – так это Густав Климт, Эгон Шиле, Лев Бакст и Вася Кандинский. Побывав на выставке в Пушкинском, поняла, насколько позы натурщиц Шиле изящны, пластичны, в меру эротичны – хоть сейчас на обложку Vogue! А Кандинский – это музыка в цвете, хочу попробовать в этом разобраться и «упростить» до фэшн.

 

Алена Лавдовская

 Сэмуэль Харрисон

Коллаборация Меган Хесс с ELISABETTA FRANCHI

Иллюстрация Кэрри Хесс

 

Как происходит твое «влюбление» в дизайнера? Когда возникает желание рисовать его работы?

 

 

Любимого дизайнера нет, есть любимые коллекции. Хотя Джон Гальяно, где ты?.. Желание возникает, как только модные блогеры, редакторы глянца и байеры начинают вести прямой эфир с показа. Когда Женя Катава выкладывает селфи в короне Queen of Love. Возникает страсть, и ты, как одержимый, просматриваешь все фотографии по соответствующему хэштегу. И начинаешь работать в удовольствие, продумывая свою интерпретацию, свою историю. Или безумные идеи Татьяны! Тут и материал, и дизайн, и свой стиль, но главное – энергетика. Как ей удается делать такие разные аксессуары – утонченные или ироничные, с камнями или кружевами… Я влюблена!

 

Корона из коллекции Belle Russe от Beretkah...!

Вуаль от Beretkah...!

Диадема из коллекции "Богиня золотой листвы" от Beretkah...!

Корона  из коллекции "Кристальные Эльфы" от Beretkah...!

 

Вспомни работу над особенно любимой иллюстрацией! Где она проходила? Как рождались твои идеи? Чем запомнился именно этот процесс?

 

 

Надо прокрутить свой инстаграм. Хаха. Особенно любимых несколько, и все они акварельные, что говорит снова о «своем» стиле. Я бы выделила три. Одну я рисовала для fashion-марафона с Лавдовской. Надо было изобразить нишевые духи, передать их многослойный аромат, одновременно нежный и страстный. Духи выиграла. Вторая работа – тоже конкурсная, чтобы попасть на показ Игоря Гуляева. Помню, как приехала после тяжелого дня домой и решила расслабиться с помощью красок. Вуаля! Через несколько дней я сижу в третьем ряду, напротив звезды эстрады и кино, а на подиуме показывают «Немое кино». А третья – последние иллюстрации для Beretkah, которые делались на одном дыхании.

 

Иллюстрация для  fashion-марафона с Лавдовской

Работа для конкурса Игоря Гуляева

Колье из плексигласа с вживленными сухими цветами от Beretkah...! из коллекции ICED FLOWERS для совместного показа с модным домом Svetlana Evstigneeva в рамках Недели Моды в Москве

Назови эпоху, которая тебе ближе всего? Какой стиль? Какие годы? Почему эта эпоха тебя вдохновляет?

 

1920е – одна из самых любимых эпох, когда свобода мысли и самовыражения гармонично существовала с роскошью. Это ар-деко, синтез модернизма и неоклассицизма, это стеклянные вазы Рене Лалика, джаз, танцы, шампанское и бриллианты Картье. Именно тогда быстрым темпом начала развиваться фэшн-иллюстрация как жанр. Эпоха близка мне из-за любви к жизни. А будь машина времени, я бы отправилась в 1900е, где декаданс, где в венских кофейнях обсуждают «Толкование сновидений» Фрейда и «Поцелуй» Климта. В Париж приезжают «Русские сезоны» Дягилева… Время, когда бессознательное стало вырываться наружу и обретать свою форму в искусстве, в образе la femme fatal. Где сейчас Саломеи и Далилы?..

 

 

Текст и иллюстрации Наталия Копча

 

Беседу вела Олеся Подлыжняк

 

Оформление pooohl